Афган и "ИГИЛ"

Занимает срединную территорию в Центральной Азии, через него в древние времена проходил южный поток Шелкового пути. Он граничит на юго-востоке с Индией, и это спорные территории - штат Джамму и Кашмир, где проживают преимущественно мусульмане. На юге Афганистан граничит с исламским Пакистаном, с шиитским Ираном на западе, с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном (чье население преимущественно - мусульмане) на севере и с Китаем (округ Кашгар, Синьдзян-Уйгурского автономного района, населенного мусульманами- уйгурами) на востоке. Около 80% территории страны - это горы и горные плато. Отсюда особенности афганского этногенеза.

История: 1747 год - Ахмат-шах (из объединения племен Дуррани, рода садозаев) был избран правителем земель афганских (на всеобщем совете старшин и старейшин пуштунских племен, что состоялся вблизи Кандагара). Шахиншах. Ему удалось взять под свой контроль всю территорию современного Афганистана, а также земли южного Туркестана, весь Бадахшан. Он вторгся в исконно персидские земли и захватил город Нишапур с прилегающим регионом Хорасан. На юге далеко проник в глубь Хиндустана, подчинил себе Пенджаб и Кашмир, Сирхинд, Синд, большую часть Белуджистана, захватил Дели, но оставил его во власти Великих Моголов. Основал свою столицу в Кандагаре, затем она была перенесена в Кубул уже в годы правления его сына Тимур-шаха. Династия Дуррани правила до 1823 года, к тому моменту империя, созданная Ахмат-ша хом Дуррани, уже развалилась.

Первый из племени баракзаев (союза племен дуррани) Дост Мухаммед-хан правил Афганистаном с момента распада Дурранийской империи в 1819 году, точнее, это были объединенные Кабульское и Газнийское ханства. В 1834 году он провозгласил образование эмирата, а себя соответственно эмиром Афганистана. Его правление было омрачено поражением в первой англо-афганской войне, тогда эмир вынужден был отдать свою страну во власть англо-индийских войск и скрываться на ее северных окраинах. В 1839 году, весной, захватчики вторглись с юга, и к началу августа они достигли Кабула, который достался им без боя. В 1840 году эмир сдался англичанам, которые на кабульский престол посадили своего ставленника. Позже пуштуны подняли восстание против захватчиков, которое возглавили родственники свергнутого эмира. Англичане вынуждены были покинуть Афганистан, самым печальным было отступление отряда Эльфингстона численностью в 4,5 тыс. штыков из Кабула под прикрытием этих войск эвакуировались 11,5 тыс. членов семей английских солдат и штатских служащих. Афганскую границу сумел пересечь лишь один человек, это был доктор Байден, остальные 16 тыс. были убиты или погибли в пути по другим причинам. В 1942 году эмир был освобожден англичанами, вернулся в Кабул и снова занял свой престол.

В 1878-1881 годах Великобритания предприняла второе вторжение в Афганистан. Вновь захватчики овладели Кабулом и другими крупнейшими городами. Правивший тогда страной эмир Шир Али отрекся от престола. В июле 1880 года англичане посадили на престол своего ставленника Якуб-хана (сын свергнутого эмира). Вскоре страну охватили волнения. В столице афганские войска восстали и устроили резню. Захватчики, потерпев ряд поражений, покинули Кабул и страну, вместе с ним ушел и их ставленник. Его место занял Абдул Рахман-хан (племянник Шир Али). Во время его правления Афганистан потрясло несколько восстаний, крупнейшее из них было Хазарейское. Абдул Рахман-хан силой обратил в ислам кафиров (ныне это нуристанцы) и подписал навязанный англичанами договор о «линии Дюранда», которая стала ныне существующей южной границей Афганистана.

Его сын Аманулла-хан сразу после восшествия на престол 28 февраля 1919 года провозгласил полную независимость Афганистана, который находился под протекторатом Лондона. В мае по инициативе Кабула началась третья англо-афганская война, она продлилась менее четырех месяцев. Военные действия шли у линии Дюранда, успех сопутствовал англичанам, но в их тылу началось восстание пуштунских племен, что и определило необходимость прекращения войны.

В 1921 году Великобритания признала независимость Афганистана. Аманула-хан известен как прогрессивный правитель, он провел ряд реформ, но самой заметной было формальное изменение духовной верховной власти на светскую. Правителем он как был, так и остался, только вместо верховного религиозного титула «эмир» стал именоваться падишахом, а страна из эмирата превратилась в падишахию. Своими действиями этот просвещенный монарх вызвал недовольство в среде духовенства и большинства верующих. Всеобщее недовольство его реформами вылилось в восстание, которое на каком-то этапе возглавил таджик Хабибулла (сын водоноса). Хабибулла смог объединить под своим командованием ополчение таджиков и пуштун из союза племен гильзаи и предпринял поход на Кабул. Аманулла-хан, поняв, что трон под ним шатается, 14 января 1929 года передал власть своему брату Инаятулле-хану и бежал за рубеж. Еще через пару дней, 17 января, Инаятулла-хан сдал Кабул восставшим почти без сопротивления. Таджик Хабибулла был провозглашен эмиром почти на девять месяцев, а страна вновь стала эмиратом на тот же срок. Но у таджика не было шансов удержать власть, его сверг представитель Дурраней из племени мохаммадзай, из рода баракзай Мухаммед Надир-хан, который принял титул «падишах» и вернул стране светскую власть. Он был родственником свергнутого падишаха и, по сути, восстановил уже было прерванную династию Баракзаев.

Мухаммед Надир-шах был убит представителем прогрессивной интеллигенции, недовольной недостаточно активным реформаторством нового правителя. На престол взошел последний падишах Афганистана Мухаммед Захир-шах (сын убитого), чье правление с 1933 по 1973 год не было безоблачным, но считается современниками «золотой эпохой» в истории страны. В конце концов он был свергнут своим родственником Муххамед Дауд-ханом. Первоначально во всех слоях народа Афганистана такую ротацию посчитали нормальным явлением, люди привыкли к борьбе за власть среди членов семьи падишахов.

Численность населения - 28,4 млн (оценка на июль 2009).

ПУШТУНЫ

Являются титульной нацией (около 40% населения, они двуязычны). Язык бытового общения - пушгу, второй язык - дари (диалект фарси). Религия - ислам суннитского толка, хана-фитского мазхаба, но среди пуштунов, как и в стране в целом, очень сильно влияние суфийского ордена «Тарикат Накшбандия». У пуштунов до сих пор сохраняется родоплеменная социальная организация, которая включает три племенных союза (дуррани, гильзаи, карлани), около 90 больших племен (каум), управляемых ханами, в их состав входят около 400 родов (хел), которые делятся на кланы или семейства. Во главе каждого рода - вождь (малик), семейства - спинжирай (или аксакал).

Каждое из социальных образований имеет совет старейшин (джирга) для судебных и других вопросов, которые требуют коллегиального решения. Жизнь пуштунов организуется на основе священных писаний: Коран, сунна и другие, а также фетв, издаваемых духовными лидерами. И, конечно же, главным законом является неписанный кодекс чести пуштунов - пуштунвали. Если быть точным, ислам в этом регионе носит весьма заметный местный оттенок, население региона очень сильно привязано к своим традициям.

Нельзя сказать, что пуштунские племена всегда ладят между собой, известны случаи вооруженных конфликтов между ними. На протяжении долгой истории, начиная с 1747 года, правителями - эмирами, падишахами или президентами - в пределах современных границ Афганистана за некоторым незначительным и недолговременным исключением были пуштуны. Выходцы из пуштунского союза племен Дуррани успешно правили Афганистаном на протяжении 230 лет.

Правители пуштуны:

Президент Афганистана Мухаммед Дауд (июль 1973-го - апрель 1978-го), пуштун из племени мохаммадзай (племенной союз дуррани), сначала сверг своего соплеменника и родственника падишаха Мухаммеда Закир-шаха (правда, бескровно), а затем был смещен и убит, а его пост занял пуштун Нур Мохаммад Тараки, представитель племени тарак гильзайского племенного союза. Последний спустя полтора года был убит по приказу другого пуштуна Хафизуллы Амина, выходца из того же племенного союза гильзай, но из племени харути. Последний глава Афганистана советского периода Мохаммад Наджибулла - пуштун из рода ахмадзай племени сулейманхель гильзайского племенного союза, был казнен в 1996 году пуштунами-талибами как предатель своего народа, самым что ни на есть позорным для пуштуна образом, вдобавок над его трупом затем надругались.

ТАДЖИКИ, УЗБЕКИ, ХАЗАРЕЙЦЫ И ПАМИРЦЫ

Таджики - второй по численности афганский этнос, (около 27%). Местом их плотного заселения является северо-восток страны, но также они располагаются небольшими анклавами практически по всей территории страны. Говорят на дари (диалект фарси). В своем большинстве они сунниты, малая часть - шииты и исмаилиты. Этот этнос оказывал и оказывает до сих пор очень сильное культурное влияние в Афганистане. Дари является не только языком межнационального общения, но и языком культуры, на нем в свое время предпочитала говорить вся знать. Таджики часто занимали важные государственные посты. Лидер таджикских моджахедов Ахмад-шах Масуд в свое время оказался не по зубам не только шурави (советские войска), но и талибам. Последние вынуждены были трусливо убить «Панджшерского льва», подослав к нему убийцу-смертника. Таджики, узбеки, хазарейцы и памирцы сформировали в свое время военный союз, известный как «Северный альянс», который успешно воевал против талибов на протяжении всего периода правления последних с 1996 года по 2001 год. И таджикское ополчение во главе с Ахмад-шахом Масу-дом составляло его основу.

Узбеки составляют около 9% населения Афганистана, по вероисповеданию они мусульмане-сунниты, говорят на тюркском языке, дари и пушту. Основная часть проживает на севере страны, но есть анклавы на юге, в основном они оседлые дехкане или торговцы. Этот народ так же, как и таджики, играет заметную роль в жизни страны. Видный представитель этого этноса генерал Абдул Рашид Дустум, в период с 1979 по 1992 год был военачальником, воевал на стороне просоветских сил. После падения режима Наджибуллы Дустум перешел на сторону оппозиции, и действиями своих войск немало «попортил крови» вновь образованному правительству и поддерживавшим его военизированным формированиям моджахедов. В 1996 году Абдул Рашид Дустум стал одним из лидеров «Северного альянса» и успешно воевал против талибов.

Хазарейцы - афганская народность, населяющая центральные области страны, их около 9%, они двуязычны - говорят на дари и хазарейском языке. Считаются потомками монгольских воинов Чингизхана. Исповедуют ислам шиитского толка (то же течение, что сейчас является государственной религией Ирана). Ополчение этого этноса во главе с Абдулом Али Мазари начало борьбу против сил Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) в 1978 году, еще до ввода советских войск. После ухода шурави хазарейские военизированные формирования влились в состав «Северного альянса», участвовали в захвате Кабула и в составе войск альянса находилось в Афганской столице до занятия ее талибами в 1996 году.

Памирские народности. Четвертым участником этого альянса стало ополчение памирских народностей во главе со своим лидером Мансуром Надери. Памирцы проживают на северо-востоке страны, в афганском Бадахшане и примыкающих к нему территориях. Они антропологически неоднородны, говорят на дари и на языках индоарийской группы. По вероисповеданию они исмаилиты, представители этого религиозного течения на протяжении всей истории ислама, подвергались гонениям со стороны мусульман-суннитов. Памирцы и до прихода к власти НДПА жили обособленно, испытывая на себе гнет пуштунов, а после «саурской (апрельской) революции» 1978 года, когда гонениям подверглись их религиозные лидеры, приняли активное участие в сопротивлении властям просоветского Кабула.

МАЛЫЕ НАРОДЫ НЕ УСТУПАЮТ В ВОИНСТВЕННОСТИ ПУШТУНАМ

К таковым относятся нуристанцы (арийские племена) - аборигены провинции Кунар, горцы, говорят на языках: парсун, кати, ашкун, вайгали, трегами. Обилие языков объясняется тем, что социумы разделены горными хребтами. Этот оседлый народ издавна славился разбойничьими набегами на соседей. В долинах Гиндукуша живут пашаи, еще один уникальный народ, говорящий на языке индоарийской группы, а также на пушту и дари, ведут оседлый образ жизни, в своем большинстве сунниты и лишь незначительная часть из них - исмаилиты.

Туркмены и чараймаки населяют северо-запад Афганистана, ведут полукочевой образ жизни, сунниты. Первые говорят на тюркском языке и на дари, вторые персоязычные. Представитель чараймаков генерал Абдул Кадыр возглавлял «объединенный фронт коммунистов Афганистана» (ОФКА), считается, что именно он возглавил «саурскую революцию» и затем добровольно передал власть в руки лидерам НДПА Тараки и Кармалю.

В регионе, прилегающем к границе с Китаем, обитают афганские киргизы. На юго-западе страны проживают белуджи, очень воинственный народ, земли которого разделены в настоящее время между Ираном, Афганистаном и Пакистаном. Они говорят на белуджском языке, исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба. На протяжении более 100 лет этот народ борется за создание своего государства «Великого Белуджистана».

ДУШМАНЫ ПРОТИВ ШУРАВИ (шурави - советские, от арабского «шура» - совет)

Когда выяснилось, что страна стала пусть формально, но республикой - началось брожение в среде духовенства, консервативной интеллигенции и среди активистов появившихся к тому времени различных религиозных организаций, таких как «Братья-мусульмане». Это брожение стало передаваться народным массам. Новоиспеченный президент Дауд вынужден был бороться как с правыми силами, ратовавшими за реставрацию эмирата, так и с левыми (Объединенный фронт коммунистов - ОФК, Народная демократическая партия Афганистана - НДПА), которые, кстати, поддержали его пришествие к власти.

В то время СССР оказывал экономическую и гуманитарную помощь своему южному соседу. Руководство КПСС поддерживало тесный контакт как с президентом Даудом, так и с левой оппозицией, которую представлял лидер фракции НДПА «Хальк» (народ) - Нур Муххамед Тараки и лидер фракции НДПА «Парчам» (знамя) Бабрак Кармаль.

Дальнейшее негативное развитие афганских событий связано во многом с тем, что руководители СССР не представляли себе в полной мере, что творится в Афганистане, и неправильно оценили, какую силу необходимо поддержать. А там уже набирала обороты гражданская война, и совершившие революцию 7 саура (по афганскому календарю), или 27 апреля, 1978 года силы и пришедшая к власти НДПА не имели шансов удержать власть в своих руках.

Затем последовало убийство Тараки и выход на первый план второго лица фракции «Хальк» Хафизуллы Амина.

Далее Москва действовала в соответствии со своей доктриной, рубила топором, когда надо было работать скальпелем. Советскому руководству не хватило ни здравого смысла, ни гибкости мышления, чтобы принять правильное решение в быстро меняющейся обстановке. В декабре 1979 года советский спецназ при поддержке десантников атаковал резиденцию Амина. Диктатор был убит. В Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск, который на долгие 10 лет увяз в совершенно не перспективной для нашей страны войне. Сначала все выглядело как некоторая миротворческая операция, но это лишь до тех пор, пока все без исключения народы Афганистана не начали джихад против шурави (советские, от арабского «шура» - совет).

Да именно все: и сунниты, и шииты, и исмаилиты - стали моджахедами и начали партизанскую войну против советских войск и просоветского режима НДПА, кучки пуштунов-предателей из племенного союза гильзаев и представителей некоторых других народов.

Моджахедов поддерживали не только страны Запада (среди которых особую активность проявляли США), Пакистан, страны Персидского залива и другие исламские государства, но и враг Запада и суннитов - Иран. Миссия шурави в Афганистане закончилась полным провалом и выводом войск в 1989 году.

МОДЖАХЕДЫ ПРОТИВ НАТО

Вторжение войск США в 2001 году, на первом этапе, проходило весьма успешно. И не потому, что американцы обладают сверхъестественными военными способностями. Лидер талибов того времени Мухаммед Омар принял тогда единственно правильное решение: не сражаться с военной машиной Запада лоб в лоб, укладывая своих сторонников в могилу тысячами, а отступить, раствориться. Поэтому первые несколько месяцев американцы так активно наступали, на самом деле они воевали с пустотой. Оккупантов поддержал «Северный альянс». Всего в этой войне, которую окрестили как операция «Несгибаемая свобода», с 2001 по 2014 год приняли участие военные 48 стран. Запад действовал так же, как в свое время СССР. В Кабуле было посажено марионеточное правительство, созданы силовые структуры. Но уже в 2002 году американцы почувствовали на своей шкуре, что талибы перешли от затишья к партизанской войне против них. Запад наращивал силы. В 2011 году в Афганистане насчитывалось около 133 тыс. военнослужащих коалиции, только из США их прибыло 90 тыс. Но результат был тот же, что и у шурави.

Правительственные силы и коалиция контролировали только крупные города и в какой-то мере северо-восточные территории. Большая часть страны находилась под властью моджахедов. Афганские войска и полиция, подготовкой и вооружением которых занимались военные Запада, вскоре разочаровали своих покровителей. Не только низкой боеспособностью, но и главным образом тем, что в них процветало дезертирство. Более того, афганские солдаты и полицейские частенько открывали огонь на поражение по военным из сил коалиции. К 1 января 2015 года операция «Несгибаемая свобода» была свернута. А в рамках новой операции «Решительная поддержка» в Афганистане осталось около 12,5 тыс. военных НАТО. Из них свыше 9 тыс. - американцы, около 1 тыс. - немцы, и незначительные контингенты еще из 10 государств.

Начиная с конца лета текущего года военные действия талибов проходят успешно не только в южных и юго-западных, но и в северных, непуштунских районах страны, где раньше им давал отпор «Северный альянс». В связи с захватом ими города Кундуз было распространено послание Ахтара Мансура, в котором лидер талибов призывает народы Афганистана сплотиться и помочь моджахедам изгнать оккупантов, он также обратился к представителям власти и заявил, что не будет никакой мести в их отношении, если они перейдут на его сторону. Несмотря на то, что талибы признаны террористической организацией, не надо забывать, что их целью является независимый Афганистан, это не они, а «Исламское государство» (против которого талибы воюют) вынашивает планы экспансии на территории стран Средней Азии и далее в Россию.


Афганистан является унитарным государством и административно делится на 34 провинции, которые, в свою очередь, делятся на районы.

Численность населения - 28,4 млн (оценка на июль 2009). Средняя продолжительность жизни - 44,6 года (214-е место в мире).

Городское население — 24 %

Афганистан - многонациональное государство. Его население состоит из различных этнических групп, принадлежащих к различным языковым семьям.

Вооружённые силы Афганистана. Афганская Национальная Армия

Нынешние вооружённые силы Афганистана были фактически созданы заново при помощи инструкторов США и НАТО. По состоянию на январь 2010 года численность вооружённых сил составляла 108 000 человек

К 2014 году численность военнослужащих планируется увеличить до 260 000 человек. Вооружённые силы подразделяются на Афганскую национальную армию (АНА) и Национальный воздушный корпус Афганистана. Организационно АНА состоит из корпусов, подразделяющихся на бригады и батальоны. Также, в состав АНА входит батальон спецназа. Состоящая на вооружении АНА тяжёлая техника — в основном, производства СССР, доставшаяся в наследство от ВС ДРА, а также США. Военно-воздушные силы представлены Национальным воздушным корпусом Афганистана. На вооружении состоят, в основном, вертолёты советского производства, а также чехословацкие учебные самолёты.

Афганистан - крайне бедная страна, сильно зависящая от иностранной помощи.

ВВП на душу населения в 2009 году — 800 долл. (219-е место в мире).

Продукция сельского хозяйства — опиум, зерно, фрукты, орехи; шерсть, кожа.

Продукция промышленности — одежда, мыло, обувь, удобрения, цемент; ковры; газ, уголь, медь.

Основные покупатели — Индия, Пакистан, США, Таджикистан, Нидерланды.

Основные поставщики — Пакистан, США, Германия, Индия.

Народы, проживающие в этой стране, отличаются воинственностью. За 35 лет гражданской войны, начиная с весны 1978 года, местные племена неплохо освоили партизанскую тактику. Они воюют в знакомой им горной местности. А в горах практически невозможно использовать бронетехнику, эффективность авиации значительно снижается.

Сильнейшие армии мира не могут ничего противопоставить военизированным формированиям афганских моджахедов. Самым мощным из них является движение «Талибан», среди прочих можно выделить группу «Джундалла» и «вилаят Хорасан» (подразделение ИГ в Афганистане и Пакистане).


Моджахед - участник джихада, буквально «борец», «совершающий усилие» Моджахед — это не только воин, но также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада. Таким образом, моджахедом может быть и священнослужитель, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом— мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это всё делалось не ради Аллаха, а ради славы, денег, мести или из иных корыстных побуждений, а также побуждений, которые касаются навязывания особами другого вероисповедания, то есть являющихся «неверными» по мнению моджахедов. Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская. Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования. Началась она в 1979 году, когда Советские войска вошли в эту страну. Их главной задачей была борьба против «просветительской» деятельности Союза и его попыток свергнуть действующую власть. Однако после окончания войны группировки не были расформированы. Они образовали другое движение – Талибан. Нужно отметить, что афганские моджахеды имеют и другое название – «душманы».

Основными направлениями их деятельности были:
- террористические акты;
- диверсионные операции
; - ракетные удары по самолетам и наземным боевым единицам советских войск;
- засады с минированием стратегических объектов (в основном трасс);
- обстрел колонн автомобилей с военным и гуманитарным грузом.

Общая численность моджахедов в 1989 году составляла четверть миллиона человек.

Тактика действия: старались действовать в обход прямого столкновения с регулярными войсками, которые превосходили их по численности. При этом они не вели полномасштабной войны с захватчиками, не старались занимать отбитые объекты на длительное время и часто действовали неожиданно.

Представленные радикальные формирования старались сначала провести активную пропаганду среди местного населения, где рассказывалось о «врагах», неверных, которые хотят захватить их землю. Благодаря этому они могли привлекать в свои ряды все больше мирных граждан. Далее при помощи терактов и диверсий подготавливалась почва для полного истребления противника. А впоследствии проводилась повсеместная зачистка противника.

Отличие моджахеда и талиба

Главным объединяющим фактором этих группировок является ведение «священной войны». Однако талибы и моджахеды имеют разные взгляды на способы противостояния. Тем более что традиционный джихад дает право победившей стороне безнаказанно грабить и издеваться над сдавшимся населением. Такое направление и выбрали для себя талибы. Их главной задачей является организация государства, без которого шариат не может действовать. Кроме того, главной движущей силой талибов является вера. Материальные ценности для них не важны. В силу своей необразованности эти люди являются очень жестокими.
 
 


 

ПЛ и оборона
ПЛ - основа боевой мощи

Поздравляем!
Контакты с экипажем