История подводных сил России
Первые упоминания об устройстве, которые с большой степенью условности можно было бы назвать подводными лодками, относятся к XII веку. Однако все
они больше напоминают легенды, чем исторические факты.
Удивительно, но одна из первых таких легенд о подводном плавинии связана с древними славянскими племенами, которые использовали при нападении на турецкие города суда,
способными погружаться под воду.
1502 год - Леонардо да Винчи сделал набросок небольшой ПЛ.
1578 год - англичанин Уильям Бэрн опубликовал книгу, в которой подробно описал подводный аппарат с экипажем на борту.
1624 год - голландец Корнелиус Ван Дреббель, живший в Англии, построил первую ПЛ, предназначеннуюдля использования в военных целях.
XVII век принес первые реальные примеры боевого применения ПЛ. В 1776 году одноместная американская ПЛ "Черепаха" сделала попытку атаковать английский фрегат "Игл". Это первая в истории
противолодочная операция.
XVIII век - проявляется растущий интерес к подводному плаваниюи кораблестроению. Этот процес не смог не затронуть и Россию.
Первую русскую ПЛ предложил построить и построил крестьянин-мастеровой Ефим Никонов. Она вошла в историю как "потаенное судно". Название лодк а получила "Морель".
Ефим Прокофьевич Никонов родился в подмосковном селе Покровском на берегу Яузы. Дата рождения (предположительно) - 1690-1695 г.г. Первую русскую ПЛ строили тайно.
Закладка "потаенного судна" состоялась 3 марта 1720 г. И вместо названия "Модель" написали "Морель". Постройка шла быстро, но из-за проволочек испытать ПЛ смогли лишь в
марте 1721 года. На исправление повреждений и усиление корпуса "Морели" ушло почти два года. Ходом работ интересовался сам Петр I.
После нескольких неудач "Морель" была поставлена в амбар под замок, где черех несколько лет она истлела. Каких - либо упоминаний о дальнейшей судьбе Ефима Никонова история не оставила.
Но память о смелом изобретателе из народа не умерла. В начале XIX века в Сестрорецке под Санкт-Петербурге на народные пожервтвования былпа построена часовня Святителя и
Чудотворца Николая, где по мнению многих и строил своё "потаенное судно" Ефим Никонов.
ПЛ, построенная К.А. Шильдером через 113 лет, была цельнометаллическая, вооружена пороховыми ракетами, использовался перископ. Могла погружаться на глубину 12 метров.
Вооружение - мины и ракеты. Свободный объем лодки равен был 10 кубических метров, что позволяло нахождение под водой до 10 часов. Экипаж - 10 человек.
Командиром ПЛ во время испытаний был мичман Н.Р. Жмырёв. С полным основанием именно его можно считать первым офицером - подводником российского флота.
Стоимоть постройки ПЛ составила 23 448 рублей. Испытание - 29 августа 1834 года.
1855 год - ПЛ "Морской черт" В. Бауэра.
1865 год - Подводная лодка И.Ф. Александровского. Первый командир - капитан- лейтенант Крузенштерн П.П., внук известного российского мореплавателя.
1883 год - очередная знаменитая веха в истории подводного кораблестроения. С.К. Джевецкий предложил первую ПЛ с электрическим двигателем. С.К. Джевецкий родился в 1843 году
в Подольской губернии в знатной польской семье. Сделано несколько проектов ПЛ.
1900 год - Бубнов Иван Григорьевич, первый конструктор российских боевых ПЛ проектов "Дельфин" (1 ед.), "Касатка" (6 ед.), "Минога" (1 ед.), " Акула" (1 ед.), "Морж" 3 ед.), Барс" (24 ед,)
1906 год - создан учебный отряд подводного плавания.
1921 год - подводные лодки типа "Декабрист" Малинина Б.М
1926 год - подводные лодки типа "Ленинец"
1930 годы - подводные лодки типа "Щука", "С", "Малютка", "Катюша".
|