Ту-95
Ту-95 - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь»).
• Первый полёт - 12 ноября 1952 года
• Начало эксплуатации - апрель 1956 года
• Годы производства - 1955 — 1992
• Размах крыла, м - 51
• Длина самолета, м - 49
• Высота, м - 13
• Площадь крыла, м2 - 310
• Скорость полета максимальная, км/ч - 1000
• Скорость рейсовая, км/ч - 900
• Стартовая масса, кг - 160 000
• Практический потолок, м - 17 000
• Дальность полета, км - 15 000
До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в
холодной войне. Остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное —
большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.
National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты — такие как X-101,
которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО.
Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.
Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее
количество выпущенных машин — к 500 ед.
На базе модификаций Ту-95 были созданы летающие лаборатории различного назначения, пассажирский межконтинентальный лайнер — Ту-114 и его проектный транспортный вариант. В свою очередь, на
базе Ту-114 был создан боевой самолёт ДРЛО — Ту-126. Прямым развитием проекта «95» на более высоком авиационно-техническом уровне явился вариант самолёта ПЛО, который в серии образовал
модификационный ряд самолётов семейства Ту-142 различного боевого назначения.
Вооружение
Крылатые ракеты:
• Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300—600 км
• Х-22
• Х-55
• Х-101, Х=102 - на современных модификациях ТУ-95
Бомбы:
• нагрузка нормальная - 6 тонн
• в перегруз - 12 тонн и более.
• имеет один термостабилизированный грузоотсек, где допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9000 кг.
Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны,
а мощность в тротиловом эквиваленте — почти 58 мегатонн. После испытания Царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.
В настоящее время на плановой основе проходит модернизация Ту-95МС. Специально под новые ракеты на Ту-95МС увеличен бомбовый отсек, а также установлено восемь наружных балок, на которых
можно закрепить 16 крылатых ракет Х-101.
Ту-95МСМ доработаны для применения ракет Х-101 и Х-102 и имеют держатели внутренней и внешней подвески. Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек.
Ракета Х-101 и Х-102
Ракета Х-101 "выросла" из предыдущих версий ракет типа Х..., которые создавались ещё в 1975 году.
Например, отечественная Х-55 имела дальность полёта 2500 километров. После модернизации стала Х-555, которая, кстати, используется в армии до сих пор благодаря своим отличным характеристикам.
В начале 90-х начали разработку новой ракеты, получившей шифр «Изделие 111», она же Х-101.
Дальность ракеты составляет 5500 километров в ядерном варианте (Х-102) и 4500 с обычной БЧ (Х-101).
Х-102 может нести боеголовки мощностью 250 кт или 1 Мгт
На данный момент ни одна авиационная крылатая ракета в мире не может похвастаться такой дальностью.
Система наведения «Спрут», которая на такой огромной дальности позволяет попасть в круг, диаметром 18 метров.
Масса боевой части в 400 килограмм позволяет полностью нивелировать это отклонение. Кстати, в некоторых источниках указано, что одним из
вариантов БЧ является разделяющаяся головная часть, которая позволяет уничтожить две цели на расстоянии в сто километров. Ракета с ядерной «головой» имеет своё название – Х-102.
Вывод: в мире не существует конкурента для Х-101 и это делает её лучшей в своём классе. Она прошла испытания в Сирии, где подтвердила свои характеристики.
|