Работа по созданию подводного ракетоносца второго поколения была начата в 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора
А. С. Кассациера. Это были подводные ракетоносцы, построенные в СССР по проекту с кодовым названием "Навага". В НАТО его называли "Yankee". Ракетоносец проекта - 667А был
длиной 128 метров, мог развивать ход до 36 узлов и погружаться на глубину почти до полукилометра, плавая автономно 90 суток. Эти возможности предоставляли несколько
силовых установок, две из которых ядерные, мощностью 52 000 лошадиных сил.
Экипаж состоял из 119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов. На борту лодки имелось кроме 22 торпед, еще 16 баллистических ракет, начиненных
ядерными боеголовками, мощностью в одну мегатонну в тротиловом эквиваленте. Дальность их стрельбы составляла до тысячи километров.
Планировалось, что ПЛАРБ пр.667 будет нести 8 ракет комплекса Д-4 или Д-6, которые планировалось разместить в установленных вне прочного корпуса
поворотных пусковых установках СМ-95.
В ходе проектных работ от поворотных ПУ было решено отказаться, и ракеты должны были размещаться в стационарных вертикальных шахтах.
Разработка ПЛАРБ с новой компоновкой шахт началась в 1961 году. В это время в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева велась разработка одноступенчатой жидкостной
БР Р-27 (позже, в соответствие с договорами ОСВ, стала именоваться как РСМ-25). Предварительные результаты исследований в конце 1961 года были доложены командованию
ВМФ и руководству страны.
Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 года последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27. Ракета
имела дальность стрельбы 2 500 км. Проект 667 был переориентирован на БР Р-27, габариты которой позволили разместить на борту 16 ракетных шахт. Разработка лодки велась в
ЦКБ МТ "Рубин". Главным конструктором по пр. 667А шифр "Навага" стал С.Н. Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - капитан 1 ранга М.С.Фаддеев.
10 сентября 1973 года К-446 вышла в океан на ракетные стрельбы. Плавание в районе острова Сахалин проходило удачно. Пуск баллистической ракеты
воодушевил моряков и командование дивизии. Ракета, пущенная в нейтральных водах, попала прямо в "вешку" - буй, который обозначает мишень. б. Тип корабля: ПЛАРБ (РПК СН) - К-446 Тип корабля: ПЛАРБ (РПК СН);
Обозначение проекта: 667А «Навага»;
Разработчик проекта: ЛПМБ «Рубин»;
Главный конструктор: С.Н.Ковалев;
Классификация НАТО: «Yankee»;
Скорость надводная - 16 узлов,
подводная -28 узлов
Глубина погружения рабочая 320 м,
предельная 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Экипаж: 119 человек (33 офицера, 38 мичманов, 48 матросов) в. Размеры - К-446 Водоизмещение надводное: 7760 т, подводное: 10100 т
Длина наибольшая: 128 м
Ширина корпуса наибольшая: 11,7 м
Средняя осадка: 7,9 м г. Силовая установка Главная - 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4 (по 89,2 МВт), 2 паротурбинных установки ОК-700, 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635, 2 турбогенератора.
Вспомогательная - 2 дизель-генератора ДГ-460, 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ, 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт. г. Вооружение
Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27,
имеющими массу по 14.5 тонн и дальность действия 2 400 км. Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра
533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Общий боекомплект составляет 22
торпеды, в том числе две торпеды с ядерными боеголовками. В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект может быть принят в помещение
переоборудованной офицерской кают-компании.
Торпедно-минное вооружение: ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 - с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)/ д. Конструкция Корпус K-446. Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром (max) 9,4 м и выполнен из
маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на
давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:
1) торпедный отсек;
2) аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты, кают-компания;
3) центральный пост, пульт ГЭУ, навигационный комплекс, ЦЭВМ;
4) ракетный отсек, жилые помещения;
5) ракетный отсек, жилые помещения;
6) дизель-генераторный отсек;
7) реакторный отсек;
8) турбинный отсек;
9) турбинный отсек;
10) электродвигательный отсек. е. Радиоэлектронное оснащение Радиоэлектронное оборудование проекта:
- Боевая информационно-управляющая система «Туча», обеспечивающая применение ракетного и торпедного вооружения;
- Гидроакустический комплекс «Керчь»;
- Радио¬локационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос». ё. Навигационное оборудование:
Первые корабли имели на вооружении навигационный комплекс «Сигма». На кораблях, построенных позже 1972 года, устанавливался комплекс «Тобол». ж. Модификации:
Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций. Выводимые по договору ОСВ-1
РПК СН использовались в ряде экспериментальных проектов. Из РПК СН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования
АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам. з. Назначение проектов: Проект 667АУ «Налим» - установка усовершенствованного ракетного комплекса Д-5У, 9 лодок;
Проект 667АМ «Навага-М» - модернизация К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31;
Проект 667М «Андромеда» - модернизация К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с дальностью
более 5000 км;
Проект 667АТ «Груша» - модернизация К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55
«Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация: К-408, К-236, К-399;
Проект 09774 (667АН) - модернизация К-411 в носитель сверхмалых подводных лодок, с установкой аппаратуры для проведения научных исследований;
Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» - последовательные модернизации К-403 «Казань» для испытания ГАК подводных лодок 3-го и 4-го
поколения соответственно. Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Разработка проекта велась
под руководством главного конструктора О. Я. Марголина. Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А - К-140. Из-за большей массы
твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12.
Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки.
Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.
Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.
В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли
успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.